Приближались каникулы, но учёба пока еще шла полным ходом. Проверочные работы, диктанты, контрольные… А тут еще прошёл классный час по теме «Доброта для каждого из вас». Состоялся диспут, и оказалось, что каждый рассуждает об этом по-своему и представление о доброте у всех разное. И тогда учитель решила, что ребятам нужно подготовить свои проекты и каждому описать подробнее свои мысли о том, что такое доброта. И уже затем, когда ребята расскажут свои истории, можно будет обобщить это понятие и определить, что же это за качество человека.
Тмин стал рассуждать так: «Кто лично для меня самые добрые люди на свете? Конечно, это моя семья. Мама всегда со мной ласковая и добрая. Папа тоже очень добрый. Строгий бывает, это да. Но добрый. Потому что в любую трудную минуту папа поддержит, не осудит, подставит своё плечо и придёт на выручку. О бабуле и говорить нечего – кто приносит с улицы брошенных или бездомных животных, которые нуждаются в помощи? Перевязывает им раны, несёт в ветеринарную клинику, а затем подыскивает им хозяев… А если в доме пекутся пироги, блины или булочки, то бабушка обязательно идёт к соседке, старенькой бабе Нюре, чтоб угостить её». К тому же Кира Менделеевна всегда помнит дни рождения не только своих родных, но и знакомых, приятелей, сотрудников, обязательно поздравляет их и готовит какие-нибудь сюрпризы.
Вот так, постепенно, у Тмина стала складываться картина того, что можно считать добротой. Это добрые слова, добрые поступки, забота о людях и животных, умение сочувствовать и сопереживать. И вдруг Тмин подумал о том, что он давно не был в Чудариуме – совсем завертелся с учёбой. «А ведь это интересно: что думают о доброте жители этого волшебного пространства?»
Тмин достал из сундучка Магнитус. Камень запереливался всеми цветами радуги, засверкал и осветил комнату волшебным мерцанием. Затем всё завертелось, и словно находясь на быстрой карусели, Тмин помчался в коридоре времени. Когда всё стихло, и он оказался в нужном месте, то очень удивился тому, что происходило вокруг. Было очень шумно, люди кричали, пели, смеялись. Повсюду слышалась музыка, играли гармошки и балалайки.
«Что здесь происходит? – подумал Тмин. – Праздник что ли какой-то?» И тут он догадался обо всём. Посередине площади стояло чучело из соломы. Это была женщина огромного роста в красивом платке и красном сарафане.
— Да это же Масленица! – воскликнул Тмин. – Вот на какой праздник я попал!
Тмин вдруг отчётливо ощутил, что он замерзает. Еще бы! На улице снег не растаял, а Тмин одет в футболку и шортики.
— Мамочки! Я так окоченею!
К Тмину подбежала девочка лет десяти, в руках у неё был тулупчик небольшого размера.
— Эй, ты! Чудо-юдо в трусах! – крикнула она. – Замерзнешь ведь! Надевай тулуп да бежим вместе со мной в избу. Там самовар горячий, да и блинов маманя напекла. Наешься, отогреешься.
И схватив Тмина за руку, она потянула его в свой дом. Когда дети забежали в избу, у Тмина аж голова закружилась от вкусного запаха блинов, меда и ароматного чая.
— Настасья! – крикнула мама. – Это что за чудо-юдо в нашем тулупе?
— На площади сидел, раздетый, — ответила девочка. – Мне жалко стало его, вот я и пригласила к нам погреться.
— И правильно сделала, дочка, смотри-ка, он синий весь от холода.
Тмин пришёл в чувство и наконец произнес:
— Здравствуйте! Меня зовут Тмин. Простите, что побеспокоил вас.
Мама Настасьи громко рассмеялась.
— Ну уж и побеспокоил! Да мы гостям всегда рады! Проходи, чай пить будем, с блинами да с мёдом.
— Спасибо большое, — сказал Тмин.
— Нам нужно будет всех угостить, – сказала мама, — пойду отнесу одну третью часть соседке.
— А как же тебе, мама? – спросила Настасья.
— Вы обо мне не беспокойтесь, я пока пекла, наелась до отвала.
Мама взяла третью часть всех блинов и вышла на улицу.
Настасья, посмотрев на оставшиеся блины, сказала:
— Эту горку надо тоже на три части поделить, съедим с тобой — я одну треть, и ты одну треть, да и папе останется.
И вот Тмин с Настасьей навалились на блины, да так, что аж за ушами трещало. А чай какой ароматный, вкусный! Тмин попросил еще налить ему в огромную кружку. Посмотрели они на горку блинов, посчитали: осталось восемь блинов для папы.
Тмин сказал огромное спасибо, и пригласил Настасью к себе в гости.
— Моя бабушка тоже напечёт блинов, — сказал Тмин, — а я покажу тебе, как в моем городе отмечают этот праздник, какая музыка звучит у нас, как украшают улицы, и какие поздравления и подарки готовим мы.
— Спасибо, Тмин, только вот не знаю, получится ли. Ведь у нас в деревне хлопот-то много. Рано встаем да поздно ложимся. Мы ведь приучены с раннего детства родителям помогать. Завсегда работа найдётся. Лентяев тут не держат.
Тмин почему-то покраснел от этих слов, и только позже догадался, почему. Разве он часто помогает маме и бабушке? Да и папе с сестренкой можно больше внимания уделять. Спасибо Настасье, что заставила его задуматься об этом.
Взявшись за руки, Тмин с девочкой побежали на площадь. Там они веселились, плясали под гармошку, угощались баранками, и смотрели, как сжигали чучело. Словом, провожали зиму. Тмин с восторгом наблюдал за всем, радовался новым знакомствам и атмосфере праздника. Но пора было возвращаться домой. Еще раз поблагодарив Настасью, Тмин благодаря Магнитусу оказался в своей комнате.
— Ну теперь у меня точно есть материал для проекта! – сказал Тмин. – Доброта живёт повсюду. В улыбках людей, в благодарности, в умении помочь, поддержать человека, в неравнодушии, в горячем сердце и в теплоте души, и даже в математике.